Выступление народного депутата Украины Виталины Дзоз

на парламентских слушаниях на тему: «Доступность и качество общего среднего образования: состояние и пути улучшения» 23.10.2013

 

Уважаемый Игорь Григорьевич!

Уважаемые коллеги!

Никто, я думаю, из сидящих в этом зале, не будет оспаривать, что образование является стратегической и приоритетной отраслью в развитии любого государства. Задачи, которые ставятся перед образованием, реализуются в школе, и реализует их школьный учитель.

Какая сегодня школа? Она разная. Это было всегда. Как человек, который всю жизнь посвятил образованию, я видела школу в разные периоды ее развития. Но могу честно сказать – сегодня образованию действительно есть чем гордиться.

Прежде всего, это победы украинских школьников на международных олимпиадах и конкурсах. Только за 2013 год наши ребята завоевали 35 медалей, из них 9 золотых, 7 серебряных и 19 бронзовых. А 3 золотые и 1 бронзовая медали на Международной ученической олимпиаде по химии позволили нашей стране войти в пятерку лучших в мире.

Не может не радовать то, что в 2013 году открылись двери одиннадцати новых общеобразовательных учебных заведений.

Работает в полную силу такая важная социальная государственная программа «Школьный автобус». Подумайте только, за последние три года только за счет государственного бюджета закуплено более 1500 автобусов: в 2012 году - более 900, в 2013 уже приобретено 400 машин

В этом году, первого сентября у каждого первоклассника на парте стояла новенькая стопка учебников. А ведь раньше бывали годы, когда книги приходили только к началу января!

Издание учебной литературы было профинансировано в этом году почти на четверть миллиарда гривен. Это больше, чем в любой другой год независимости нашего государства.

Почти 4 тысячи украинских учеников и учителей принимают участие в национальном проекте «Открытый мир». К 2015 году во всех школах Украины будет современное мультимедийное и компьютерное оборудование, высокоскоростной Интернет. Учебный планшет будет у каждого школьника.

Конечно, есть достижения. Но парадокс: никогда еще ни одна власть не достигала таких успехов, и никогда еще не была так жестко за них раскритикована.

Но я сегодня хочу сказать даже не о достижениях, а о том, что нам еще только предстоит сделать. Мы с вами должны определить четкие цели – в каком направлении мы будем двигаться.

На пути реализации Национальной стратегии развития образования до 2021 года, которая, кстати, была разработана при настоящем Правительстве и в июне 2013 года подписана Президентом, я вижу четыре камня преткновения. Убрав их, мы сможем освободить себе дорогу к настоящему росту, качественному скачку в развитии образования.

Первое, о чем я хочу сказать: школа начинается с учителя. И мы не должны молчать о проблемах подготовки педагогических кадров. Мир стремительно меняется. Первый, кто должен меняться вместе с ним, это учитель.

В школу должны прийти лучшие. Мы должны проводить кастинги в школы. Не телешоу «Хочу в «ВИА Гру», а кастинг на лучшего учителя, который будет учить наших детей. Но учителя нужно привлечь, заинтересовать, замотивировать. Чем? Прежде всего, высокой заработной платой, созданием социально-бытовых условий, реальным повышением престижа труда. С этой трибуны я уже произносила слова Бисмарка, но сегодня хочу их повторить: «Отношение государства к учителю — это государственная политика, которая свидетельствует либо о силе государства, либо о его слабости».

Второй камень - это профильное обучение. Кстати, сегодня уже принята Концепция профильного обучения, необходимо все силы направить на ее реализацию. Школе жизненно необходимо укрепление учебно-материальной базы школ, особенно переоснащение профильных учебных кабинетов. В 2011 году была принята Государственная целевая социальная программа повышения качества школьного естественно-математического образования на период до 2015 года. Теперь наша основная задача – обеспечить ее полное финансирование.

Третий блок проблем – это, конечно же, нормативно-правовая база. В тщательном пересмотре нуждаются и основные законы, и очень маленькие вопросы, от которых зависит качество жизни людей. К таким маленьким вопросам, например, относится подвоз детей в сельской местности. Казалось бы: несколько слов, но если в законе «Об образовании» поменять четкое  «расстояние 3 км» на «расстояние порядка 3 км», это изменит жизнь тысяч детей по всей стране.

И, наконец, четвертое – финансирование. Да, пытаться заложить в бюджете 2014 года расходы на образования в размере 10% национального дохода – сейчас это ВВП, – как это уже прописано во втором пункте шестьдесят первой статьи Закона Украины «Об образовании» - это чистый популизм. Но мы должны стремиться к этой цифре. Школа сегодня просто нуждается в увеличении финансирования.

Уважаемые коллеги! Свое выступление я хочу закончить замечательной фразой: «Образование — не подготовка к жизни; образование — это сама жизнь». Так вот, качество нашей жизни, качество жизни наших детей только в наших руках!

Спасибо за внимание!

 

 

Повернутись до списку публікацій

Версія для друку

Ще за розділом


“Новини”

05 травня 2024 05:00
02 травня 2024 11:00
25 квітня 2024 15:50
23 квітня 2024 15:43
19 квітня 2024 19:00
11 квітня 2024 14:00
02 квітня 2024 14:00
27 березня 2024 15:00
26 березня 2024 14:00
20 березня 2024 18:12