Гриневич: Выезд большого количества украинских студентов на учебу за рубеж – тревожный звонок, но запретить мы не можем

Эксклюзивное интервью главы комитета Верховной Рады по вопросам науки и образования Лилии Гриневич агентству "Интерфакс-Украина"

Вопрос: Как Вы оцениваете проведение внешнего независимого оценивания (ВНО) нынешнего года и первую половину вступительной кампании?

Ответ: Следует говорить о двух сторонах медали, связанных с внешним независимым оцениванием. С одной стороны, внешнее независимое оценивание состоялось в этом году без серьезных нарушений. Это хорошо. Но вместе с тем мы видим огромные проблемы в развитии ВНО. С каждым годом сокращается финансирование внешнего независимого оценивания. Сейчас мы находимся в поворотном моменте. Есть риск потерять на следующие годы тестирование, если государство не начнет инвестировать в ВНО, не будет его развивать и если не будет снята угроза политических решений, нивелирующих роль ВНО.

В частности, в Верховной Раде есть законопроект о высшем образовании авторства депутатов Партии регионов, в котором предлагается, наряду с тестированием, ввести вступительный экзамен, а на платную форму обучения и вовсе не требовать ВНО. Комитет по вопросам науки и образования не поддерживает этот законопроект, так как доступ к высшему образованию должен зависеть не от толщины кошелька, а от независимой объективной оценки.

Вопрос: Как Вы относитесь к использованию металлоискателей и прочего оборудования, которое выявляет технические устройства у абитуриентов во избежание нарушения процедуры ВНО?

Ответ: Когда развиваются технологии, находятся желающие злоупотребить ими для списывания. Тем более что в нашей стране списывание – это печальная, но, все же, традиция.

Но я не могу согласиться с тем, чтобы во время тестирования, когда дети сосредоточены полностью на ответах, посторонние входили в аудиторию, прерывали работу и начинали обыскивать абитуриентов металлоискателями. Это отвлекает, может повлиять на результаты ВНО.

Следует подумать, каким образом оборудовать пункты прохождения тестирования, чтобы для контроля не нужно было прерывать работу детей.

Вопрос: Какой Вы видите реализацию инициативы "перекрестного" поступления в том аспекте, чтобы избежать кардинальной смены специальности абитуриентом, поступающим с бакалаврата на магистратуру?

Ответ: Это абсолютно надуманная проблема. Теоретически можно себе представить поступление после бакалаврата театральной специальности в магистратуру на кибернетику, но сможет ли гуманитарий, который никогда не занимался точными науками, сдать экзамены в такую магистратуру? Но если сможет, то почему бы и нет!

Другое дело, если экзамены в магистратуру проводятся со злоупотреблениями, за взятки. В таком случае мы будем иметь магистра, который не имеет достаточного уровня знаний. Но это не зависит от того, был он бакалавром по этой специальности или не был.

"Перекрестное" поступление - нормальная мировая практика. Наша цель сейчас – дать возможность каждому учиться на магистратуре, если он способен сдать вступительные экзамены. Но, чтобы не было казусов, необходимо обеспечить прозрачность поступления в магистратуру.

Вопрос: Как Вы оцените тенденцию увеличения с каждым годом количества украинских абитуриентов, которые выезжают на учебу за рубеж?

Ответ: На внутреннем рынке образования его качество падает – это с одной стороны, а с другой стороны - стоимость увеличивается. Люди смотрят, что предлагают другие страны, и, оказывается, наши соседи предлагают высшее качество образования по более низким ценам.

Это очень тревожный звонок. Но мы не можем запретить украинским детям учиться за границей. Мы де-факто открыты для мира, и если хотим быть конкурентоспособными, должны кардинально изменить модель высшего образования. Сейчас в Верховной Раде идет борьба за направление таких изменений. Зарегистрировано три законопроекта о высшем образовании. Проект авторства Партии регионов (№ 1187) возвращает нас в прошлое, фактически консервирует сложившуюся ситуацию, а по некоторым параметрам - ее ухудшает (как в случае с ВНО). И есть два альтернативных законопроекта, которые создают шансы для будущего развития высшего образования.

Оппозиционные фракции отказались от поддержки своего законопроекта (№ 1187-1) в пользу проекта № 1187-2, разработанного под руководством академика Згуровского (ректор Национального технического университета Украины "Киевский политехнический институт" Михаил Згуровский – ИФ). Мы предложили сделать аналогичный шаг и Партии регионов.

Законопроект № 1187-2 поддержал комитет по вопросам науки и образования. У него есть шанс быть проголосованным. И это тот шаг, который мы должны сделать в начале третьей сессии Верховной Рады.

Вопрос: Какие видите пути повышения уровня науки в вузах?

Ответ: Качественное высшее образование – это верхушка айсберга, а под водой – мощная система производства научных знаний. Хороший преподаватель обязательно должен осуществлять научные исследования. Чтобы украинская наука в университетах развивалась, нужно следующее.

Первое: усилить связь с научными институтами Академии наук (формирование общих центров, использование лабораторного дорогостоящего оборудования, которое смогут использовать как университеты, так представители научных институций Академии наук).

Второе: нужно высвободить время преподавателей для научных исследований. В Украине лекционно-семинарская нагрузка на преподавателя самая высокая в Европе. Согласно действующему закону максимальная "горловая" нагрузка составляет 900 часов в год, в Европе в среднем - 200-300 часов. Нужно ограничить максимальную нагрузку на преподавателя до 600 часов, остальное время - для проведения научных исследований.

Третье: у вузов сегодня недостаточный уровень автономии, они не могут привлекать дополнительные средства на научные исследования, им необходимо также иметь право собственности на результаты научных исследований, которые они осуществили в стенах университета. Сегодня украинские университеты запутались в паутине централизованного управления. Доходит до смешного – чтобы пригласить преподавателя с мировым именем, Нобелевского лауреата – необходимо разрешение министерского чиновника.

Четвертое: научную деятельность в университетах необходимо адекватно финансировать. В нынешнем году финансирование науки в университетах сократилось на 11% по сравнению с прошлым годом. Нужно изменить тенденцию, когда все время идет сокращение объемов финансирования научных исследований в университетах. Не менее важно, каким образом распределяется это финансирование. Нужна прозрачная, лишенная конфликта интересов система распределения грантов на научные исследования.

Еще один вопрос, который необходимо решать, - это уровень оплаты труда преподавателя-ученого. На протяжении первых двух сессий нынешнего созыва Верховной Рады я подготовила несколько инициатив, которые позволят улучшить социальный статус научно-преподавательского состава. Наверное, самая значительная инициатива - вернуть в статью 57 закона об образовании гарантированный уровень зарплат.

Вопрос: Как можно привлечь работодателей к финансированию подготовки специалистов в вузах и созданию научных разработок?

Ответ: Высшее образование живет своей жизнью, а рынок труда - своей. На сегодняшний день результат подготовки студентов проектируется самими вузами, исходя из их понимания потребностей рынка. Учебная программа формируется под преподавателей, которые "не высовывают носа" из своего высшего учебного заведения, не имеют представления о том, что происходит на рынке труда. Работодатели привлечены к этому процессу недостаточно.

В результате, по информации Федерации работодателей, они ежегодно вкладывают 1 млрд грн, чтобы доучивать выпускников. Если бы этот 1 млрд грн был привлечен в официальную систему образования, конечно, ситуация улучшилась бы. Но прежде всего работодатели должны убедиться в том, что если они привлекут деньги в вузы, то получат качественный результат образования.

Вопрос: Как этого добиться?

Ответ: Во-первых, работодателей нужно привлекать на этапе определения, какими должны быть результаты обучения. Работодатель должен участвовать в формировании национальной системы профессиональных квалификаций (такая работа уже ведется). Под эти, выписанные совместно с работодателем, требования к профессиональным квалификациям разрабатывается государственный стандарт, а высшие учебные заведения готовят программы обучения.

Во-вторых, при участии работодателя нужно проверять уровень квалификации выпускников вузов. Во всем мире уровень квалификации выпускников осуществляют независимые квалификационные центры. Работодатели должны принимать участие в формировании и проведении экзаменов. У нас в высшие учебные заведения поступают по результатам ВНО, поэтому еще можно оценить качество образования абитуриентов, а что мы знаем о выпускнике вуза? Мы не знаем реально, каких специалистов, какого качества выпускают наши высшие учебные заведения. Часто живем мифами: чем крупнее университет, чем центральнее он находится, тем лучше. Не всегда это соответствует действительности.

Только введение внешнего оценивания при проверке квалификационного уровня выпускника вуза с привлечением работодателей может дать нам настоящую, правдивую информацию о качестве высшего образования. Такая схема заложена в законопроект Згуровского, она позволит привязать результат обучения в вузах к потребностям рынка труда.

Вопрос: Насколько актуален вопрос оптимизации сети вузов в Украине?

Ответ: В Украине на 45 млн населения 334 вуза III-IV уровня аккредитации, которые готовят бакалавров и магистров. К примеру, в Польше с населением около 38,5 млн - 11 университетов.

Абсолютно понятно, что столько "вузов" нам не нужно. Но как узнать, сколько нужно и каких? Я считаю, что решить должна честная конкуренция между университетами. Нам нужна модель высшего образования, в которой если учебное заведение дает лучшее качество образования - туда идет больше абитуриентов, государство выделяет больше средств по госзаказу. Лучшие вузы должны стать базовыми, к которым будут присоединяться вузы послабее. Такие процессы реорганизации должны быть прозрачными для всех. К сожалению, сегодня реорганизацию осуществляет Минобразования кулуарно и на основаниях, известных только самим чиновникам.

Вопрос: Как Вы оцените качество образования в частных вузах?

Ответ: Частные, как и государственные вузы, могут давать и дают совершенно разный уровень образования. Но в Украине, в отличие от многих стран, частные вузы не имеют права получать государственные средства на подготовку студентов, хотя в соответствии с Конституцией и те, и другие должны иметь равные права. Новый закон о высшем образовании должен дать возможность частным вузам претендовать на государственный заказ, если независимое внешнее оценивание подтвердит высокое качество образования. Другим стимулом для развития частного высшего образования станет введение принципа "деньги ходят за человеком" - когда абитуриент с высокими баллами тестирования сам может выбрать, в каком вузе учиться, и туда пойдет его грант на обучение, даже если это частное учебное заведение.

Вопрос: На Ваш взгляд, решат ли "электронные очереди" проблемы очередей в детских садах?

Ответ: В 2010 году дошкольным образованием было охвачено 53% детей соответствующего возраста, сейчас – 59%, то есть за три года рост 6%. Широко разрекламированное обещание власти до 2015 года разместить 75% детей в садиках явно не будет выполнено.

"Электронная очередь" ничего не решит, решит увеличение количества мест в дошкольных учреждениях. Сегодня помещения огромного количества дошкольных учреждений используются не по назначению. Их необходимо вернуть. Также следует поддержать органы местного самоуправления, поскольку у них не хватает денег на капитальные ремонты. Я внесла законопроект № 2157а, который позволит использовать для капитальных ремонтов и строительства учебных заведений средства Государственного фонда регионального развития.

Кроме того, мы должны дать возможность развиваться частному дошкольному образованию. Сегодня оно чрезвычайно дорогое, и большинство родителей не могут позволить себе отдать ребенка в частный садик. Многие готовы платить, но меньше. Нужно снизить арендную плату для дошкольных учебных заведений, должны быть другие условия налогообложения. Для решения этого вопроса я также внесла законопроект № 2292а, который урегулирует вопросы арендных отношений независимо от формы собственности

 

Повернутись до списку публікацій

Версія для друку

Ще за розділом


“Новини”

05 травня 2024 05:00
02 травня 2024 11:00
25 квітня 2024 15:50
23 квітня 2024 15:43
19 квітня 2024 19:00
11 квітня 2024 14:00
02 квітня 2024 14:00
27 березня 2024 15:00
26 березня 2024 14:00
20 березня 2024 18:12